Только честное кино

В минувший понедельник в Иркутске завершился XIII международный кинофестиваль «Человек и природа». В этом году на суд зрителей было представлено 14 фильмов в конкурсной и 26 во внеконкурсной программах. Ленты отличались по жанрам, по содержанию, но их объединяет одно – они никого не оставляют равнодушным.

Открывал фестиваль фильм культового режиссёра Годфри Реджио «Посетители». Картина вызвала противоречивые суждения и задала высокий градус обсуждения. С 26 по 29 сентября члены жюри XIII Байкальского международного фестиваля документальных и научно-популярных фильмов «Человек и природа» знакомились с работами конкурсантов. Из четырнадцати фильмов им предстояло выбрать лучшие в четырёх номинациях.

В этом году председателем жюри стал обладатель Гран-при 2012 года за фильм «Книга Тундры. Повесть о Вуквукае – маленьком камне» Алексей Вахрушев. В том же году он получил за эту картину национальную премию «Лавровая ветвь» и «Нику» за лучший неигровой фильм. Однако, по его словам, байкальский фестиваль на фоне главных кинопремий страны не потерял своей значимости. «Для меня эти кинофестивали на одинаковом уровне, нет никаких приоритетов. Главное – оценка профессионалов и зрительский интерес. И возможность как можно больше показать своё кино», – говорит режиссёр. Два года назад он не смог приехать в Иркутск, поэтому в этот раз ему впервые удалось целиком оценить работу фестиваля.

По мнению председателя жюри, подбор фильмов в этом году получился интересный, хотя в нём оказалось мало картин, касающихся непосредственно экологической проблематики. «Много лент именно о природе человека, об экологии души, экологии сознания. О гармоничном ощущении себя в мире, – полагает Вахрушев. – В фильмах говорится, что во всех проблемах, связанных с окружающей средой, виноват сам человек. Председатель отборочного комитета отмечал, что получился антропологический отбор лент, и это действительно так».

«Что касается уровня фильмов, могу сказать только одно: было из чего выбирать, – утверждает член отборочной комиссии Михаил Рожанский. – На любом фестивале есть картины, которые попадают в программу благодаря какому-то   одному качеству – необычности темы, подхода. Но чтобы программа фестиваля была интересной, без спорных фильмов обойтись нельзя». Однако в основную программу фестиваля попали от силы одна или две такие ленты.

Решение относительно распределения наград было практически единодушным, отметили на финальной пресс-конференции члены жюри. «Удивительным образом люди разного возраста, разных профессий, из разных стран в главных вещах мыслят одинаково. Это, собственно, и позволяет искусству существовать. Мнения у нас были разные, а ценности – общие», – объяснил член жюри режиссёр и сценарист Алексей Пищулин.

Гран-при фестиваля отправился в Финляндию – режиссёру Анатстаии Лапсуи за фильм «Одиннадцать изображений человека». Лучший документальный фильм – «Имя мне – Соль» Фариды Паша (Швейцария, Индия). «Малый Житный остров» (Венгрия, Словакия, Германия) принёс своему автору Сзаболцу Мосонию призы за лучший научно-популярный фильм, лучшую операторскую работу и приз Института географии СО РАН и РГО. «Географическую» награду получил также фильм «Полярный человек», режиссёр Павол Барабас (Словакия). Приз «Байкал» за остроту экологической проблематики достался ленте «Революция» Роба Стюарта.

Примечательно, что в этом году главные награды фестиваля уедут за рубеж. Жюри намеренно держало высокую планку качества и не делало скидок россиянам. Причём в этом году сразу несколько фильмов могли бы претендовать на Гран-при фестиваля, считает Алексей Вахрушев.

Однако не все судьи были так оптимистичны. Качество картин, которые подавали на конкурс россияне в этом году, было ниже, чем в прошлом, полагает один из членов СМИ-жюри, не все соответствовали экологической направленности фестиваля.

По словам Алексея Вахрушева, жюри единодушно выбрало лучшие картины.
«Вопросы провинциализма есть всегда, но надо иметь в виду: фестиваль проводится в Иркутске, в одном из российских регионов, и понятно, что на него в большом количестве посылают заявки отечественные авторы, – говорит Михаил Рожанский. – Российские авторы пробуют свои силы, их работ поступает просто больше. Надо сказать, среди фильмов, не попавших в конкурсную программу, были также не самые удачные зарубежные картины».

В прежние годы одной из проблем иркутского фестиваля называли то, что он активно ищет фильмы, которые уже где-то   себя зарекомендовали и получили призы, в конкурсе участвовали сильные работы, но фестивальный смысл поиска новых авторов был несколько снижен. Нынче, считают эксперты, этого в большой степени удалось избежать. Возможно, с этим связаны сетования на снижение качества работ. Однако фестиваль в этом смысле движется в правильном направлении как специализирующийся на определённой тематике и ищущий новые имена.

Как бы то ни было, российские ленты были отмечены рядом призов. «Охотники» Максима Арбугаева признаны лучшим дебютом и удостоены приза молодёжного жюри. Ещё один специальный приз – «Лучшая режиссёрская работа» – достался Светлане Быченко и её фильму «Птицы и люди. Баллада о лесных рыцарях». «Нет сомнений, что это качественный и очень интересный фильм, – полагает Михаил Рожанский. – Жюри высказывались сожаления по поводу того, что один из фаворитов, фильм «Дыхание тундры», не получил наград. Безусловно, мы ещё услышим и об этом фильме, и о его режиссёре».

Симпатии СМИ-жюри были отданы Николаю Евстифееву и его картине «Песни таёжной души, или Медвежий ор о Родине», а зрительские – Екатерине Маховой и фильму «Накануне». Юлия Бывшева получила именной приз от министерства природных ресурсов региона за «Легенды о Байкале».

«Песни таёжной души» – очень качественная и, можно сказать, очень российская картина, считают эксперты. Это то, что называется честное кино, что интересно смотреть, где есть дискуссия, диалог, найдены герои.

Вопреки распространённому мнению, что документальное кино переживает не лучшие времена, Алексей Вахрушев полагает, что существует общая волна интереса к документальным фильмам. Причём сами документалисты делают многое для повышения этого интереса: организуют различные фестивальные площадки, создают киноклубы, устраивают предпремьерные показы. «В столице это живёт много лет, благополучно развивается, растёт и, как мы видим, переходит на другие города», – подчёркивает Вахрушев.

Иркутск здесь соответствует общим тенденциям – по вечерам залы, где демонстрировались фестивальные ленты, были полны. Но с утренними показами всё же были проблемы – они собирали немного зрителей. «Я счастлив, что люди приходят на документальное кино. Понимаю, как непросто сегодня при наличии „Ютюба“ и американского кинематографа, которые умеют бороться за зрителя, как трудно серьёзному фильму пробиться к массовому зрителю, – говорит Алексей Пищулин. – Порой, как ребёнок, он хочет конфет и варенья, а не того, что полезно для здоровья и роста. Кинодокументалисты находятся в положении строгих и не очень приятных родителей. Нужно объяснять зрителю, что документальное кино – это окно в мир».

Впрочем, байкальский фестиваль необходим не только нашему региону и не только России, считает Вахрушев. «Это площадка для серьёзного разговора, и проходит этот разговор в разных формах. Фильмы сняты в абсолютно разных стилях, в разных местах, в разном хронометраже, на разном техническом уровне. Но все они направлены на одно и то же – на то, чтобы «встряхнуть» человека, чтобы он смог почувствовать, ощутить себя в этом мире. И это замечательно!» За эти три дня зритель мог почувствовать себя в Индии, где добывают соль, в Антарктике, за полярным кругом, поохотиться на медведей и волков. «Жизнь человеческая коротка, и мы не можем прожить многих её вариантов – наверное, многие из нас уже не будут лётчиками, не полетят в космос, не поедут на собаках к Северному полюсу, но всё это дарит зрителю документально кино, – уверен Алексей Пищулин. – Документальное кино – драгоценная возможность увидеть широкий мир». А выдающихся фильмов много не бывает.





Архив фестиваля
Система управления сайтом HostCMS