Иркутянам показали новый фильм о знаменитом земляке

Дважды показали новый полнометражный фильм «Облепиховое лето», посвященный советскому драматургу Александру Вампилову. Очереди в зал были как в советские времена в Мавзолей к Ленину — кино-то о земляке!

Когда фильм закончился идет он больше двух часов) и создатели вошли в зал (приехали с Байкала), зрители устроили им фантастический прием. Долго аплодировали стоя и кричали: «Браво!». Киношники даже растерялись (корреспондент «РГ» свидетельствует: жутко волновались, переживали, как примут их картину). Режиссер заметил с юмором:

— Вы точно смотрели НАШ фильм?

Период, который отражен в картине, — с 1967 года, начала написания «Утиной охоты» ( «пьеса о жизни обычных людей в провинции», как говорил сам автор), до смерти Вампилова в 1972 году. Он рано ушел из жизни: за два дня до 35-летия погиб на Байкале — не доплыл до берега…

Сняли картину на петербургской студии документальных фильмов «Лендок». Ее создание финансово поддержали Министерство культуры РФ и Правительство Иркутской области. Съемки проходили в Петербурге и Ленинградской области, в Кронштадте, Иркутске, на Байкале.

Александр Вампилов родился в Иркутской области. Учился в Иркутском госуниверситете, работал в областной газете «Советская молодежь». Похоронен в Иркутске. А у места гибели в поселке Листвянка установлен памятный знак. Имя драматурга носит Иркутский ТЮЗ. И уже 30 лет проводят международный театральный фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова.

Автор сценария Ольга Погодина-Кузмина ( «Две Женщины», «Не чужие» Веры Глаголевой, «Герой») рассказала «РГ»:

«Облепиховое лето» задумано, чтобы рассказать об авторе любимых всеми пьес «Старший сын» и «Утиная охота». Но это не биография в привычном понимании. Наша задача — передать воздух времени, когда перед начинающим сочинителем раскрылся калейдоскоп возможностей, а затем захлопнулись все двери. Мы попытались заглянуть в мировоззрение писателя через его же драматургические образы. Ключом к пониманию мне послужила «Утиная охота», неразгаданное, мистическое творение. Ольга Михайловна Вампилова подчеркивает, что Александр Валентинович не раз говорил: «Никто не понимает мою пьесу». Она — как «Гамлет», где внутренняя жизнь героя, раздирающая его драма важнее событий, происходящих в реальности. Хотелось показать Вампилова, жившего закрытой внутренней жизнью, которая иногда прорывалась наружу.

Режиссер фильма — Виктор Алферов, это его дебют в полном метре. Он известен как режиссер московского театра «Практика», снял три документальных фильма, вместе с супругой Еленой Алферовой, документалистом ( «Танец орла», «Земля счастливого учения», «Мастера Оронгоя»). Елена работала с архивами, отбирала документальные кадры для «Облепихового лета» — фильм содержит хронику. Она передает настроение Москвы 60-70-х, а также атмосферу Сибири, Иркутска. Драматург часто ездил в столицу, поэтому в картине появилась тема дороги с видами из окна поезда. Но создатели подчеркивают, что им не столь важно было показать советскую эпоху, сколько внутреннее состояние героя.

— Я родился в Бурятии, на Байкале, — рассказал Виктор Алферов. — Пьесы Вампилова любил с детства. Моя мама библиотекарь, поэтому дома были книги, я их читал. В студенческие годы репетировал в Восточно-Сибирском институте культуры «Прощание в июне» Вампилова. К слову, эта пьеса с трудом «пробиралась» на сцену. Главный режиссер театра имени Ермоловой отказался от комедии под предлогом, что «это не для нашего театра». Обещал ознакомиться с пьесой Анатолий Эфрос, возглавлявший в ту пору театр Ленинского комсомола. И так все «обещали»…

Один из моих любимых фильмов — «Старший сын» Виталия Мельникова с Евгением Леоновым и Николаем Караченцовым в главных ролях. Так что вампиловские произведения и мироощущение мне близки и понятны. Как и слово «провинциал», которое присутствует у нас в ленте. Когда я переехал в Москву, то увидел, что здесь мало знают о семье Вампилова. Родилась идея снять кино, основанное на реальных событиях.

Каким был Вампилов? Одни утверждают: весельчак, душа компании. Мнение других: неразговорчивый, скромный, замкнутый. Вдова драматурга Ольга Вампилова сказала автору сценария: «Вампилов был разным».

— Для меня Вампилов и комедиограф, человек с хорошим чувством юмора и душа компании, и отец «Старшего сына», и в то же время — человек одинокий, хотя и всегда находящийся на людях, — говорит Ольга Погодина-Кузмина. — Мы понимаем, что каждый зритель будет отстаивать «своего» Вампилова: друзья-товарищи, режиссеры, ставившие его пьесы, актеры, игравшие в них, жена… К слову, я работала с записными книжками и письмами Вампилова, а его вдова Ольга Михайловна прочитала мой сценарий.

Мы хотели рассказать, как нелегко было провинциальному писателю пробиться на сцены Москвы и Ленинграда. Речь и об успешной постановке «Старшего сына» в Иркутске (первое название пьесы «Предместье», написана в 1965 году). О московской творческой тусовке, которая и вчера и сегодня одна и та же, и об осторожности (вплоть до трусости) маститых худруков (которая тоже никуда не делась), и о том, что человеку честному (прежде всего перед самим собой) противно и неуютно среди успешных и крикливых, неважно — диссидентами они себя считают или исполняют «госзаказ». И не случаен, конечно, этот ряд — Вампилов, Рубцов, Ахмадулина, Галансков (советский поэт, диссидент), Бродский. Это и история о провинциальных интеллигентах — они не были на виду, на первом плане, а оставались в тени культовых шестидесятников.

Главную роль сыграл Андрей Мерзликин.

— Мы обратились к корням, позволившим Вампилову стать тем драматургом, которым он стал. Это детство, семья, страна, люди, которые его окружали, Байкал. Говорим о времени. Один из героев нашего фильма — поэт Николай Рубцов. Их неожиданная творческая дружба, метафизическая связь двух мест силы — Иркутск и Вологодчина. Оба закончили жизнь трагически, в 35 лет, но у них была очень интересная, счастливая во многом жизнь. Драма художника — внутри.

Во время съемок я прошел по книжным магазинам Санкт-Петербурга — нигде не нашел Вампилова! Почему? Мне отвечали, что его больше не издают. Предложили поискать в букинистических магазинах. Меня это поразило. Возможно, после нашего фильма обратят внимание на этот факт. Помню, как после премьеры фильма «Брестская крепость» сразу вышло солидное издание многотысячным тиражом… И после многих телевизионных премьер был всплеск интереса к первоисточникам.

Эта роль для меня абсолютно перпендикулярная тому, что я играл прежде — людей в погонах, милиционеров, сильных личностей. Интересно обратиться к роли художника, писателя, творца, мне это близко. Вампилов был глубоко сопереживающим человеком. За свою короткую жизнь успел оставить большое наследие, на его пьесах произошло становление не одного поколения. Замечательно, что и сегодня есть люди, которым этот человек и его творчество близки.

Сыграть такую личность — в какой-то степени аванс. В нашем деле нужно быть смелым. Как сказал Шукшин, «ты счастлив, когда ты смел и прав». Можно долго рефлектировать по поводу того, соответствую ли я точной «конструкции» этого человека, имею ли право играть его с художественной точки зрения. Чудес не бывает, но случаются чудесные совпадения, Божье провидение. Мне, наверное, повезло: оказался в нужном месте в нужное время. А дальше началась работа, с моей стороны — большая радость. С глубоким уважением отношусь к своему герою. Учась во ВГИКе, играл в «Утиной охоте», потом смотрел постановки вампиловских пьес в театрах. Это фигура номер один в советской драматургии, автор, сделавший шаг вперед — неожиданный, важный. Он вынес на сцену правду жизни — в чистом виде и в мощнейшем аллегорическом. Для меня важно вернуться к той системе координат, где люди жили с понятием совестливости, где ценились правда, высокие человеческие проявления, честь, достоинство. И мне кажется, эти понятия неплохо было бы вывести на экраны опять.

В фильме снимались Сергей Каплунов (Николай Рубцов), Кирилл Рубцов (Олег Ефремов), Екатерина Унтилова, Александр Усердин, Евгений Сытый, Сергей Агафонов, Анна Перелешина. Жену Вампилова Ольгу сыграла Полина Чернышова, актриса Вахтанговского театра (Аксинья в фильме Урсуляка «Тихий Дон»), а маму — Екатерина Толубеева, актриса БДТ имени Г.А. Товстоногова.

Откуда такое название — «Облепиховое лето»? Из переписки. Елена Леонидовна Якушкина, легендарный московский завлит, первой познакомилась с Вампиловым, привела его в театр и сказала про него: «Этот человек вырастет в гения». Александр называл себя в письмах к ней «Ваш „приемный сын“, «черемховский подкидыш». И в 1972 году, незадолго до гибели, написал: «У нас облепиховое лето. Жара и тишина».

Зрители спрашивали создателей фильма, будет ли он в прокате.

— Сейчас показываем фильм на фестивалях. Будет прокат в Красноярском крае, договариваемся с Иркутской областью, есть планы на телевидение. Надеемся на прокат в Вологде, где жил поэт Николай Рубцов, — пояснил режиссер Виктор Алферов. — Очень хотят увидеть нашу картину в Москве, Санкт-Петербурге и в Польше, Болгарии…

К слову

На пресс-конференции по случаю открытия фестиваля, на которую пришла съемочная группа фильма «Облепиховое лето», всех приятно поразили веточки облепихи в зале. А на праздничном ужине был еще и облепиховый морс.





Архив фестиваля
Система управления сайтом HostCMS