Подать заявку Rus Eng
17-27 сентября
О фестивале Президент Команда Проекты Пресса о нас Архив фестиваля

Павел Печенкин: Документальное кино – зеркало нашего мира

Известный пермский режиссер Павел Печенкин, который возглавил в этом году международное жюри фестиваля «Человек и Природа», признался, что уровень конкурсных фильмов его приятно удивил. Он является председателем Национальной ассоциации кинофестивалей, членом правления Союза кинематографистов России, академиком общественной киноакадемии «Ника». В интервью газете «Областная» он рассказал о том, какая задача сегодня стоит перед документальным кино, и поделился своими впечатлениями об Иркутске.

 – Павел Анатольевич, вы ведь были уже участником фестиваля «Человек и Природа»?

– Да, в 1999 году, и могу сказать, что за это время город изменился в лучшую сторону. Но это касается не только его внешнего облика, но и сферы кино. В Иркутске открылся филиал ВГИКа, и те ребята, которые в 1999 году были еще молодыми, сегодня возглавляют кинопроцесс в родном городе. Это значит, что киноиндустрия у вас будет развиваться. Я присутствовал на питчинге и увидел, что молодые иркутские режиссеры уже пытаются анализировать жизнь в своем городе. Ведь что такое документальное кино? Это точка зрения на тот мир, в котором мы сегодня живем. Документалист, в отличие от журналиста, с одним сюжетом работает целый год. Соответственно он намного глубже погружается в материал. То, что он делает, всегда интересно, ведь это очень пристальный взгляд с любовью. Сейчас документальное кино – это зеркало, в котором отражается наш мир. Более честное зеркало, чем телевидение.

 – Что же вы увидели в этом зеркале на фестивале «Человек и Природа»?

– Всегда, когда едешь на фестиваль в жюри, есть опасность, что твоя точка зрения не совпадает с мнением отборщиков. И получается такая катастрофа, когда ты должен смотреть кино, которое тебе не интересно и потом о чем-то еще судить. Но этот фестиваль, к счастью, другой. Я нашел в его программе такие шедевры, которых не видел уже много лет. Например, фильм «Хрупкий мир», который взял Гран-при фестиваля. Последнее кино такого же качества – это, пожалуй, «Беловы» Виктора Корсаковского, который он снял в 1993 году. Это картина из такого ранга, на которой можно будет учить молодых людей нашей профессии. Когда посмотрел «Хрупкий мир», у меня все дрожало внутри. С членами жюри мы были единогласны.

 – А что вы можете сказать о других фильмах?

– Все фильмы, которые победили в основных номинациях фестиваля, достойны Гран-при, но, к сожалению, главный приз только один. Например, «Озеро Восток. Хребет безумия» – очень редкий фильм. Режиссер Екатерина Еременко рассказывала, что кино об этом научном открытии уже несколько раз пытались снять, но люди то совершали самоубийство, то сходили с ума. Словом, происходила какая-то мистика. Однако Екатерину это не испугало, и она сняла кино, при этом на полгода выехав в Антарктиду, в мужскую компанию, имея троих детей. Это подвиг, человеческий и режиссерский, который совершают наши граждане – герои фильма. И при этом еще непонятно, дадут ли им деньги на проникновение в данное озеро, на забор воды, потому что это – как слетать на Марс, с точки зрения науки такой же уникальный случай.

Ленту «Завтра море» казахско-германского производства сняла русскоговорящая девушка Катерина Суворова. И фильм получился замечательный. Кстати, подготовка к нему заняла года три-четыре. Потом была очень трудная работа по поиску, но кино в итоге получилось. Фильм «Рожденные свободными» тоже показывает нам, как люди совершают гражданский подвиг по спасению млекопитающих, и это тоже очень большая работа.

 – Какая, на ваш взгляд, наиболее глобальная проблема сегодня в России?

– Проблемы наши в мозгах. Если мы решим, что не будем кидать окурки мимо урны, значит, в этом месте станет чисто. И это правило работает в глобальном масштабе. Экология – часть нашей жизни, это культура отношений, человек и природа, хотя человек – часть природы, которая ей же и вредит. Когда человек перестанет уничтожать природу, наступит гармония.

 – Вы сказали, что смотрите примерно тысячу документальных фильмов в год. Как же нужно любить кино, чтобы это выдерживать?

– Это любовь, которая переросла в работу. Конечно, я смотрю фильмы уже после отсева отборочной комиссии. И это небольшая часть тех фильмов, которые снимаются в мире. На самом деле их сотни тысяч.

 – Как из этого огромного количества найти действительно достойные?

– В интернете вы ничего не найдете, и это правильно, потому что такие фильмы нуждаются, в том числе, в материальной поддержке. Можно снять за свои деньги один фильм. Остаются только фестивали. Именно там можно увидеть лучшие документальные фильмы. Попробуйте заглянуть на сайт нашего фестиваля «Флаэртиана», или смотреть фильмы «Человека и Природы».

 – Достаточно ли сегодня фестивалей?

–Их много, другое дело, что они далеко не все документального кино. Кстати, в программу «Человека и природы» в следующем году планируют включить игровое короткометражное кино. Но, на мой взгляд, это очень опасная развилка, потому что игровое кино – другие бюджеты, люди и амбиции. Соответственно, идея документального кино как сферы альтруистов и честных людей может нивелироваться. В игровом кино, несмотря, на то, что его снимается много, хороших фильмов меньше, чем в документальном. Недавно я был на Канском фестивале и даже привозил туда кино своего ученика, и все режиссеры игрового кино, отсматривая документальную программу, радовались и говорили, что это чистое, искреннее и честное кино.

 – Сейчас мир становится другим, информационное пространство заполняют социальные сети, а фильм можно снять и на фотоаппарат. В связи с этим, какая функция сегодня у документального кино?

– В эпоху цифровой революции кажется, что нужно только одно – быть нормальным умным человеком, и тогда ты сделаешь гениальное кино. Но время идет, а хороших фильмов не стало больше. Ведь главная функция документального кино осталась прежней: оно призвано научить человека человеческому, чтобы сформировать его мировоззрение. Это гуманитарная технология, не средства зарабатывания денег, не развлечение, а возможность честно объяснить человеку, что происходит в наше время в мире.



Газета «Областная», Елена Орлова