Подать заявку Rus Eng
17-27 сентября
новости питчинг фильмы расписание жюри киношкола Каталог

«Человек и природа»: кино, которое объединяет. Член СМИ-жюри о программе кинофестиваля

В состав жюри также вошли известный кинокритик, уроженец Иркутска Егор Москвитин, кинорежиссер из Индии Сарфараз Алам, сербский актер и режиссер Зоран Душанов Мрдженович, режиссер и продюсер Ангелина Ашман. Не обошлось и без форс-мажоров: несколько членов жюри аккурат перед началом кинофестиваля заболели. Но, по словам вице-президента «Человек и природа» Ольги Бельской, это не отразилось на качестве оценки. Конкурсную программу отсмотрели и обсудили все.

Из тех, кто присутствовал оффлайн – Зоран Душанов Мрдженович. Он признался, что очень рад приехать в Иркутск.

– Я родился в Париже и в детстве любил читать Жюля Верна. Навсегда запомнил его роман «Михаил Строгов», где по сюжету главный герой заканчивает свою миссию в Иркутске, — рассказал на пресс-конференции Зоран. – Будучи ребенком, помню, сказал: «Когда-нибудь я побываю в этом краю». Сейчас я здесь и для меня это маленькая победа и большое счастье — находиться с вами.

Зоран Мрдженович

В рамках кинофестиваля также прошла киношкола и Байкальский питчинг кинопроектов. Что же касается конкурсной программы, то там были представлены как фильмы, поднимающие острые экологические проблемы, так и рассказывающие о людях, увлеченных своим делом. В основной массе — документальные картины. Игровых было представлено всего три: это фильм иркутского режиссера Анастасии Зверьковой «Без неба» Дмитрием Певцовым в главной роли), «Спуститься до небес» новосибирца Дениса Казанцева и «Ку-Ку» Светланы Белоруссовой. Именно картина «Ку-ку» и взяла приз им. Л.И. Гайдая» за лучший игровой фильм. История молодой девушки-биолога, которая волнуется перед защитой диссертации на тему проблем забайкальских нерп и страдающая от любящего террора религиозной мамы, снятая в жанре пост-хоррор, очень впечатлила и жюри, и зрителей.

Анастасия Зверькова и Светлана Белоруссова с Егором Москвитиным

Лучшим научно-популярным фильмом, получившим приз имени И.Д. Черского стала картина «В поисках тишины» французского режиссера Жюльена Геро. Приз имени М. И. Ромма за лучший документальный фильм отправился режиссерскому тандему – Максиму и Евгении Арбугаевым за картину «Выход» (Россия, Великобритания). Уроженцы Якутии, брат и сестра Арбугаевы сняли практически безмолвную историю учёного-отшельника Максима Чакилева, наблюдающего за моржами на берегу Чукотского моря. Мировая проблема, озвученная красивым киноязыком, сильно выделялась среди остальных работ.

«Выход» также получил приз от жюри СМИ, куда вошел и корреспондент IRK.ru. Иркутские журналисты отметили еще один фильм: по удивительному совпадению, он тоже связан с Чукоткой. Картина «Оторванные» Владимира Кривова рассказывает о проблемах маленького народа, затерянного в пурге. Чукчи-оленеводы, отправляя своих детей учиться в интернаты, рубят связь с корнями. От этого страдает и прошлое, и будущее народа.

Члены СМИ-жюри Элина Халтанова, Елена Орлова и Марина Беклемишева

с режиссёром «Оторванных» Владимиром Кривовым

— Я категорически против того, чтобы народы превращались в единую серую массу. Нужно сохранять свою этническую аутентичность, традиции, язык и культуру, а оторванность от корней равносильна смерти — отметил режиссер фильма Владимир Кривов. – Было много сложностей во время съемок, начиная от местного климата, когда погода могла поменяться в одну секунду и заканчивая дороговизной всего процесса, так как перелеты до Чукотки, как и в целом жизнь там, недешевые. К тому же, населенные пункты расположены далеко друг от друга. Сами оленеводы большую часть времени находятся в тундре, практически ни с кем не общаются, по натуре – молчуны, а те, кто в поселках, ближе к цивилизации. Верность традициям чукотского народа не исключает прогресса, они рады техническим новинкам, которые помогают им в ведении традиционного образа жизни — например, снегоходам. Но они против того, чтобы детей отрывали от родителей. Весь учебный год ученики находятся в интернате, вдалеке, это очень болезненный процесс. В Советское время было еще сложнее — учеников со стойбищ забирали с милицией, буквально вырывали у родителей. Есть давние планы сделать кочевые школы, чтобы учить детей на местах. Проект разрабатывался давно, местные говоря, что какие-то сдвиги есть.

Приз «Байкал» за остроту поставленной проблемы получила иранская картина «Собачья любовь» (режиссер — Махмуд Гаффари). В Иране собаки считаются «нечистыми животными», поэтому правительство нанимает людей, которые убивают уличных псов. История женщины, спасающей собак, и влюбленного в нее мужчины вызвала большой отклик у иркутского зрителя. «Страны разные, а проблемы одни», — резюмировали в зале после показа.

Мехди Газанфари и Егор Москвитин

К сожалению, режиссер этой картины не смог приехать в Иркутск. Зато его коллега Мехди Газанфари представил фильм своего брата «Цена шоу». Он получил специальный приз жюри «За человечность и мастерство». Получая приз, иранский режиссер рассказал, что сейчас в его родной стране женщины находятся в тяжелом положении дни фестиваля в Иране проходили массовые протесты против ущемления их прав). Мехди Газанфари посвятил победу в этой спецноминации всем иранским женщинам, а также отметил, что у иранского и российского кино часто схожие темы.

— Мне нравятся многие российские режиссеры, но выделю, конечно, Андрея Тарковского, — отметил кинематографист. – Фестиваль «Человек и природа» мне очень понравился, это особенное, очень важное мероприятие для людей, для природы, окружающей среды.

Специальный приз жюри «За духовный путь героя и профессиональный путь режиссера» достался документальному фильму «Дхаулагири – мой Эверест» (Словакия, режиссер Павол Барабас). Не остались без наград и иркутяне: специальный приз жюри «За выход во внутренний космос» вручили научно-популярному фильму «Свобода в квадрате» Анастасии Зверьковой, спецпризы от Иркутского краеведческого музея и ВСЖД получил документальный фильм Юлии Бывшевой  «Прошедшего времени не существует», а приз зрительских симпатий – «Живут же люди» Павла Скоробогатова. Эта картина рассказывает о жителях деревни Мойготы рядом с монгольской границей у подножия Саянских гор. В деревне нет электричества и всего семь жителей. Забытые властями, они не унывают и живут размеренной, но наполненной обычными радостями и печалями, жизнью.

Павел Скоробогатов и Надежда Зайцева

Юлия Бывшева и Сергей Ступин

Юлия Бывшева со спецпризом от РЖД

— Производство фильма заняло 4 года. Поначалу я не понимал, о чем снимать, каков замысел: ведь в этой деревне ничего не происходит, люди просто живут. Но после знакомства с ними, все сложилось, — рассказал Павел Скоробогатов. — Отмечу, что каждый раз, когда мы приезжали к героям фильма, у них что-то  происходило. Изначально планировалось, что это будет фильм про забытую деревню, но в процессе оказалось, что у них свои драмы, и эта выросло в человеческую историю. Их микромир, жизнь трех домов стали проекцией нашего общества. Было много сложностей, сценарий прошел несколько питчингов и мастерских, не хватало финансов для съемок. В какой то момент я даже объявил в соцсетях краундфадинг для работы над фильмом, друзья и знакомые собрали средства на 4 экспедиции (осень, зима, весна, лето). А после того, как фильмом заинтересовался продюсер Влад Кеткович, мы подали заявку в Министерство культуры РФ и получили государственную поддержку. Этого хватило на дальнейшие съемки и постпродакшн.

Гран-при и приз 300 000 рублей получил документальный фильм «Агафья» Павла Селина. Судьба и взгляды сибирской отшельницы мир волнуют давно. Члены жюри отметили, что этот фильм – о России и духовности.

Егор Москвитин и Зоран Мрдженович объявили лауреата

Член жюри, кинокритик Егор Москвитин подвел итоги фестиваля «Человек и природа»:

– Я часто езжу на фестивали и знаю примеры того, как их проводят приезжие люди из столицы и все делается людьми посторонними для города. Здесь все не так, «Человек и природа» делают иркутяне для иркутян, — отметил Егор Москвитин. — Это большая редкость и большое счастье – видеть, что у фестиваля есть постоянные зрители, которые активно обсуждают кино, сравнивают с программой прошлых. В залах люди всех поколений, и каждый находит что-то  по душе. Понравилось, как грамотно сложена программа – серьезные научно-популярные фильмы перемежаются развлекательным, эстетически приятным продуктом. В программе заметна сквозная драматургия, несмотря на то, что фестиваль тематический. Это тревога о настоящем, утешение в прошлом и надежда на будущее.