Подать заявку Rus Eng
19-30 сентября
offline / online
новости фильмы жюри питчинг киношкола расписание

Вглубь ледников и тайн природных

«Не спи, замерзнешь!» Когда привыкаешь использовать фразу как мем, за чистую монету принять её получается с усилием, зато потом доходит как озарение — ну точно же! Чукотка ведь на экране, снежная суровая тундра. Всё в строчку! И одиноко бредущий к своим оленям чукча, обреченно бубнящий под нос: «Умереть охота! Только не знаю как…», будоражит душу. Можно, конечно, предположить, вглядевшись вместе с камерой в лицо Ильи Кантатко, героя фильма «Оторванные» (реж. Владимир Кривов), что это у него алкогольный гон, но это не шутка, а состояние и предмет обсуждения на радиостанции «Радио Пурга».

От цифр берет оторопь — Чукотка занимает первое место в России по числу самоубийств и 79% из них – среди коренного населения…Перестройка, обернувшаяся распадом всех отлаженных систем и связей, когда олень стал равнозначен бутылке водки, навела несовместимый с жизнью коренного населения порядок, отменив ценности и разрушив корневые связи. «Дети оленеводов, отлученные от родителей в интернат на учебный год, после не хотят возвращаться в тундру, а её нужно впитать в себя, вдохнуть вместе со сладким запахом оленя, мамы и родной яранги, где ты появился на свет, – признается Анатолий Тынеру, главный оленевод Чукотки. Теряется связь поколений и ценность родового дела, которое некому передать, отсюда безысходность и бессмысленность сурового труда оленевода в тундре. Добавьте к этому глобальное потепление, исчезновение привычных кормовых баз и проторенных маршрутов — немудрено, что накрывает отчаяние, как пурга, в которой не всем удается выжить. Но чукчи верят в загробный мир и знатоки этноса утверждают, что вероятно это не останавливает их в безнадеге и алкогольном угаре свести счеты с жизнью. Животворящей силой в фильме выступает подросток, который поехал в тундру на кораль-сортировку оленей через специальный загон для размножения стада. И отец, впечатлившись осознанным поступком сына, почти протрезвел и радикально поменял свой настрой: «Нет, я не хочу умирать– у меня же дети! Я им лучше все отдам и буду жить сколько мне положено!“ Вот что значит зов родной земли, сила рода и неразрывная связь поколений!

Казалось бы, с содержанием ЧиПа всё давно понятно — экология, дикая природа, жизнь северных территорий, глобальное потепление, природные катаклизмы. И все же год от года творческий процесс идет вглубь: в осмысление самой природы человека, её духовных корней – такие темы все чаще становятся предметом исследования документалистов. Жизнь заставляет — новейшие технологии вторгаются в тело и душу человека, перестраивают его отношения с миром и природу деятельности, формируя новые возможности и опасности. Мир усложняется и отношения человека с природой тесно сплетаются с его картиной мира, духовным развитием и вообще со всем, что имеет отношение к таким понятиям как этика и философия. Ученые уже вплотную подобрались к доказательствам, что животные, в большинстве своём имеют не только рефлексы, как собака Павлова, но и сознание. И в прошлом сезоне в фестивальной программе был фильм об ученых, которые пытаются расшифровать разговоры морских млекопитающих. Полезно бы было узнать, что они про нас думают…В программу XXI ЧиПа отборочная комиссия единогласно предложила фильм «Цена шоу» (Иран, 2021, реж. Мехди Газанфари), где снова да ладом ставится вопрос о недопустимости насильственного отношения к дельфинам, обреченным жить взаперти ради зрительской услады и хозяйского кошелька. Пронзительная история дельфинихи, познавшей счастье материнства и потерявшей в неволе своего детеныша, перевернула судьбу её тренера, перешедшего на сторону защитников живой природы. 

Освобождение планеты от засилья токсичного и опасного для животного мира упаковочного мусора – актуальная тема исследований документалистов. В программу научно-популярного кино вошел фильм «Царь горы» (реж. Дарья Хренова) об ученых-биологах, сокративших срок разложения пластиковых подложек для курицы со ста лет до считанных недель с помощью микробиоты подопытных червей. Её стремятся выделить, превратить в растворимый порошок и распылять над вредоносными упаковками, превращая их в пыль, как в голливудских лентах типа «Чужой» или «Человек-паук». Ученые экспериментируют также над созданием искусственных бактерий и грибов в международном составе, где в том числе Китай, напичканный пластиком до предела. Но от этого тревожно — упаси бог, ускользнет мицелий из пробирки в мир где-нибудь   в Ухане… В Якутии, где ведутся эксперименты, это не так уж страшно, там ежели что – мерзлота…Но вот что интересно – разгадки тупиковых технологических проблем, созданных человеком, вредоносных для окружающей среды и человека, находятся в самой природе. И как после этого можно утверждать, что он её царь?

Новое исследование, начатое в фильме «Робот, я люблю тебя?» (реж. Юлия Киселева), продолжила в авторской работе «Чип внутри меня». Главная мысль, которая обнадеживает в фильме,что невозможно расшифровать все коды, по которым нейросети передают информацию друг другу. Есть тайны, которые в воли высшей, а не человеческой, способной много чего наворотить в горячке. Иесли чип улучшает качество жизни людей, без него обреченных на инвалидность, то, конечно, бог в помощь, хотяпомнить надо и про молоток – им ведь и дом можно построить, и по темечку долбануть…

Фильм «Собачья любовь» (Иран, реж. Махмуд Гаффари) бъет в самую точку одной из самых острых проблем современности, которая соединяет и разъединяет людей одновременно, при этом фиксирует как поменялись времена и отношение к братьям нашим меньшим. От утилитарного – ловить мышей и сторожить дом – собаки с кошками переходят в ранг членов семей и верных друзей, спасающих от одиночества. «Человек– собаке друг» голосом Юрия Никулина утверждает замечательный мультик «Бобик в гостях у Барбоса», но реальность жестко не совпадает с таким тезисом, и потому все, кто берет на себя заботу о бездомных животных, попадают в категорию либо сумасшедших, либо героев-энтузиастов. Чтобы решать разом целый клубок задач при том, что проблема системная, надо быть одержимым. Героиня «Собачьей любви» из таких: она поражает, вдохновляет, и конечно, будоражит, вызывая жаркие дискуссии после просмотра. Фильм-то не про псов, а про людей, душевный мир которых как рентген проявляют собаки…

Фильм «Агафья» (реж. Павел Селин) показал как далеко мы ушли от своей духовной природы и живем совсем в другом измерении, нежели его героиня, которая ведет свой календарь от сотворения мира, не путая ни праздников великих, как Пасха, ни чисел. В 1938 году семья Лыковых ушла далеко в Саяны, чтобы сохранить свою веру и семью от сталинских репрессий и только через 20 лет геологи нашли отшельников в тайге. С тех пор интерес к уникальной истории не угасает, а сегодня Агафья одна такая на земле, от которой уже настигший медведь внезапно отступает, и вертолет при жесткой посадке остается цел. Пассажиры то летели к Агафье подготовить ее к зиме, и здесь, в округе, действует сила её молитвы чудотворной.

История планеты утекает, потому что ледники тают, а они хранят информацию о том, что было на Земле тысячелетия назад. Мы уже видели фильм Екатерины Ереминой «Станция Восток. Хребет безумия», снятый в Антарктиде, где из немыслимых глубин добывают ледниковые керны– он стал победителем научно-популярного кино на фестивале «Человек и Природа-2017 «. Фильм „Лед. Память земли“, снятый к 90-летию академика — географа и гляциолога Владимира Михайловича Котлякова, был включен во внеконкурсный показ фестиваля-2022 и насыщен уникальной информацией. В России крупнейшая коллекция кернов, которая объединяет в научном поиске ученых-гляциологов разных стран, стремящихся добраться до тайны возникновения жизни на земле. Может, гений, подобный Перельману, объявится в России и лёд согреет наши отношения с миром?

                                                                Надежда Зайцева